Обещал подробностей о расставании с журфаком — вот подробности.
Кратко: мне не продлили контракт. Официальная причина — я не написал и не собирался ближайшее время возвращаться к написанию диссертации. Мы говорили с деканом, что я покажу ей в сентябре какой-то текст и мы будем говорить о дальнейшей работе, но текста я не предоставил.
А теперь подробности, это чтение минут на 8-10, постараюсь по-возможности кратко.
Я не люблю и не умею писать научные работы. Кто у меня учился и кто со мной работал знает, что я человек увлекающийся, который постоянно узнавал что-то новое, чтобы рассказать об этом в аудитории. Но в научном переложении на бумаге это всё теряло свой блеск и динамику, поэтому в январе-феврале я оставил аспирантуру. Аспирантом я был не самым прилежным, но и не все колоскам ровно расти!
В марте мне пришла повестка из военкомата, по которой я пришел на Бетонный проезд и начал проходить процедуры призыва: медкомиссия, сбор необходимых документов и прочее. Ситуация была довольно необычная, так как 30 апреля мне исполнялось 27 лет, до этого момента мероприятия призыва проводить можно, а вот после — уже не очень. Прошел все комиссии, был признан годным по всем параметрам и 9 апреля мне дали направление на отправку — 16 апреля я должен был оказаться в Уручье. Меня такой расклад дел не очень устроил, потому что всем остальным призывникам моего созыва дату отправки назначили на 26 мая. По закону я мог обжаловать решение комиссии и я законно его обжаловал: у меня не было и половины всех документов, мне дали неделю на увольнение, отказали в дополнительном обследовании, проигнорировали жалобу на осмотр у психиатра ("вы все либо подписываетесь, либо едете в Новинки на 2 недели"). В течение недели попросили закончить все формальности, без которых меня вообще-то и не могли определить на службу в какую-либо часть. Мое право подать жалобу — я им воспользовался, а пока жалоба не рассмотрена — действия призыва приостанавливаются. Дальше начинается самое смешное.
- городская комиссия отреагировала на жалобу на 3-х страницах какой-то совсем простой отпиской и сказала, что всё окей.
- военкомат связался с университетом, чтобы через работу быстро мне передать новую повестку, но с 16 апреля мы перешли на удалёнку из-за ковида. Начальник Второго отдела БГУ сказал, чтобы я "зашел к нему разобраться в ситуации", на что я попросил отправить мне повестку домой по стандартной процедуре, как и все остальные повестки, по которым я являлся в 100% случаев. Если карантин — значит карантин.
- 16 апреля мне начали звонить из военкомата, угрожать проблемами на работе. Тут впервые прозвучало "посмотрим, как вы будете работать дальше. Удачи вам в преподавательской деятельности".
- в это же время мне начали звонить из университета и говорить про патриотизм и "как-то странно, если в университете будет работать такой непатриотичный человек, ещё и старший преподаватель". В этом меня сложно обвинить, я патриот своей страны. И я даже давал присягу. На белорусском.
- новую повестку мне так и не прислали. Военкомат решил обвинить меня в уклонизме, начать против меня уголовное дело. Показания давал и я, и мой руководитель кафедры, и представители военкомата. Но вот что-то у них там не сходилось и дело не запустили в работу из-за отсутствия состава преступления. Дважды, потому что первое решение об отказе в возбуждении дела военкомат, видимо, решил оспорить в рамках этой священной войны. Отдельно отмечу здесь слова начальника Второго отдела БГУ: "Плохо работает наша милиция, если не может доказать вину человека". Проблема не в милиции, господин Радионов, а в людях, которые говорят только на языке репрессий и с позиции силы.
- меня попросили написать заявление по собственному желанию. Я дал слово, что напишу такое заявление, если будет суд — чтобы вывести университет из-под удара и не повредить репутации. На тот момент я был совершенно уверен в своей правоте и невиновности. Моя уверенность меня не подвела, но вот вера в альма-матер несколько пошатнулась в очередной раз.
- "зачем нам держать такого сотрудника" — как-то так кто-то из проректоров говорил, да? Прямой цитаты у меня нет и точного имени я не скажу, эти слова мне просто передали.
- всё утихло, первые полтора месяца лета всё было спокойно. В июле мне позвонили из БГУ и сказали, что нужно подписать уведомление о непродлении контракта. Девушка была удивлена, что первой мне сообщила эти новости и немножко смутилась. Уже из недавнего разговора с руководством выяснилось, что решение о непродлении контракта было принято в мае, а потом речь какое-то время вообще шла о том, чтобы уволить меня по статье, когда история с возможным уголовным делом была в самом разгаре.
- сентябрь — новые новости! Коллеги выступили с поддержкой, написали обращение к декану, все его подписали (обожаю вас и крепко обнимаю). Я вчера публиковал ещё одно обращение — в поддержку выступили студенты (обнимаю вас до хруста в костях). Решение руководства осталось прежним. К моим приключениям добавилось ещё одно — один из преподавателей решил, что я оскорбил его в своем посте, где называл безумцем. Ну вы наверное видели, я недавно писал про одного чудака, который не мог прямо ответить на вопрос о том, осуждает ли он насилие со стороны силовиков. Оказывается, он написал на меня жалобу и заместитель декана говорил на встрече, что по этому случаю планируется дисциплинарная комиссия, потому что так нельзя. А как по мне, так нельзя быть моральным уродом и идти наперекор совести и здравому смыслу.
- напоследок отмечу, что у меня был хороший рейтинг, но наукометрические показатели были не очень, а ещё я ненавидел заполнять бумажки. Если кто-то вам скажет, что меня стоило уволить хотя бы за то, сколько головной боли я доставлял тем, что не заполнял журнал или сдавал отчет позже — это чистая правда!
Но я люблю преподавание, обожаю студентов и работу в аудитории. Несмотря на всё — я люблю журфак и это были чудесные десять лет.
Спасибо студентам, которые заряжали лучше, чем любая АЭС. Спасибо коллегам, что со мной до самого финала. Все личные спасибо я ещё скажу вам при встрече, потому что так будет правильнее и без обобщений, потому что каждый из вас — интересная и яркая личность. Да и не все есть здесь. Да и я не прощаюсь — всегда буду рад вас видеть, слышать и читать!
Спасибо и руководству факультета за возможность поработать и получить такой потрясающий опыт. Журфак — это водопад, на котором не нужно строить плотины, а нужно дать ему разойтись и показать свою силу. Мы по духу вода — нас не удержишь в кулаке.
Всем спасибо, кто был причастен к этой десятилетней истории!